Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАНТЕЛЕИМОН
54, С. 482-485 опубликовано: 30 ноября 2023г.


ПАНТЕЛЕИМОН

Пантелеимон (Рудык), архиеп. Львовский. Фотография. 1941 г.
Пантелеимон (Рудык), архиеп. Львовский. Фотография. 1941 г.

Пантелеимон (Рудык), архиеп. Львовский. Фотография. 1941 г.
(Рудык Петр; 16.06.1898, с. Липовцы, Галиция, Австро-Венгрия (ныне Перемышлянский р-н Львовской обл., Украина) - 2.10.1968, г. Эдмонтон, Канада), архиеп. Эдмонтонский и Канадский, двоюродный брат предстоятеля Православной Церкви Польши митр. Стефана (Рудыка). Из семьи карпаторосских (русинских) крестьян. В 14 лет тайно перешел российско-австр. границу и был принят в качестве воспитанника в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы лавру. Окончил лаврскую 4-классную школу, стал послушником. В 1915 г., во время первой мировой войны, эвакуирован с почаевской братией в Святогорскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь (ныне лавра) в Харьковской епархии.

В 1920 г. вернулся на Зап. Украину, присоединенную к Польше. Принял в Почаевской лавре монашеский постриг с именем в честь вмч. Пантелеимона Целителя. 13 дек. 1920 г. рукоположен во диакона, 21 июля 1922 г.- во иерея. Прошел полный курс обучения в иноческо-богословской школе при Почаевской лавре. В 1924 г. окончил Волынскую ДС в Кременце, в нач. 1925 г. поступил на открывшийся при Варшавском ун-те православный богословский фак-т (учился заочно). В том же году был назначен настоятелем Георгиевской ц. во Львове - единственного правосл. храма в Галиции. Приложил много усилий к организации правосл. жизни бывш. укр. греко-католиков, активно возвращавшихся из унии во 2-й пол. 20-х гг. ХХ в. Привлек к деятельности по возрождению Православия в Галиции студентов богословского фак-та в Варшаве, причем нек-рые приняли монашество в Почаевской лавре. Один из них - иером. Вениамин (Новицкий; впосл. архиепископ) - стал ближайшим помощником П. Совместно с иером. Вениамином П. основал миссионерскую школу для подготовки специалистов из местных жителей по просвещению униатов. Вместе со львовским Ставропигийским ин-том организовал издание ж. «Воскресенiе», в к-ром освещалась тема возрождения Православия в Галиции. Был возведен в сан игумена. 2 февр. 1927 г. избран председателем правления Православного братства в честь Почаевской иконы Божией Матери. В конце того же года назначен благочинным новообразованных правосл. приходов на территории Львовского и Краковского воеводств. Всего П. удалось вернуть из унии ок. 30 бывш. греко-католич. общин (ок. 3 тыс. верующих). В 1928 г. он окончил богословский фак-т Варшавского ун-та. В 1929 г. указом митр. Варшавского Дионисия (Валединского), первоиерарха неканонично провозглашенной автокефальной Польской Православной Церкви, П. был назначен настоятелем Иоанна Милостивого святителя Загаецкого мужского монастыря на Волыни и возведен в сан архимандрита. В 1933 г. назначен наместником Почаевской лавры. Принимал меры по восстановлению внутренней уставной жизни обители, возрождению ее традиций. В 1934 г. в лавре была открыта 6-летняя богословская школа для иноков. Были проведены наружные ремонты Успенского собора, братского корпуса и др. строений. Польск. власти пытались провести «ревиндикацию» лавры, передав ее католикам, но П. удалось защитить юридические права обители в судах, не допустив изъятия лавры у правосл. Церкви.

После присоединения Зап. Украины к СССР в сент. 1939 г. перешел с почаевской братией в юрисдикцию РПЦ (из-за действий советских властей, выселивших из мон-ря всех послушников и молодых иноков, число насельников в Почаеве сократилось с 300 до 80 чел.). В февр. 1941 г. патриарший экзарх Западных областей Украины и Белоруссии Волынский и Луцкий архиеп. Николай (Ярушевич; с марта 1941 г. митрополит) рекомендовал П. к избранию на новоучрежденную правосл. Львовскую кафедру, поскольку тот «более других послужил делу православной миссии в Галичине». 27 марта 1941 г. П. был хиротонисан в Москве во епископа Львовского. Хиротонию в Елоховском Богоявленском соборе возглавил патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский; с сент. 1943 г. патриарх Московский и всея Руси). В подчинение Львовскому архиерею перешли правосл. приходы Львовской и Тернопольской областей Украинской ССР. П. оставался наместником Почаевской лавры до 2 июня 1941 г., когда был издан указ о его переезде во Львов, в устроенную для него резиденцию при Георгиевском храме. В начале Великой Отечественной войны, в период оккупации Зап. Украины нем. войсками, почти все приходы Львовской епархии РПЦ перешли в юрисдикцию Польской Православной Церкви.

По приглашению Волынского архиеп. Алексия (Громадского) П. участвовал в состоявшемся 18-25 авг. 1941 г. в Почаевской лавре Соборе епископов зап. епархий Украины. Собор принял решение об образовании автономной Украинской Православной Церкви, находящейся в каноническом единстве с Московской Патриархией. Главой автономной УПЦ был избран архиеп. Алексий, возведенный в сан митрополита. В период между 8 и 15 дек. 1941 г. митр. Алексий назначил П. временно управляющим Киевской епархией УПЦ. 18 дек. П. прибыл в оккупированный нем. войсками Киев и приступил к возрождению церковной жизни в сложных условиях военного времени. Архиерейские службы совершал в Иоанно-Богословской ц.- единственном уцелевшем храме киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря. К февр. 1942 г. открыл в возрожденном киевском в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Княгинином) женском монастыре епархиальное управление (консисторию). Занимался восстановлением монастырского Никольского собора - самого большого храма Киева, старался ежедневно служить службы в действующем нижнем храме, совершал священнические и диаконские рукоположения. Для пополнения духовенства по распоряжению П. были учреждены краткосрочные подготовительные курсы (вскоре закрыты оккупационными властями), созданы проверочные комиссии из лиц с высшим богословским образованием. П. сам иногда подбирал кандидатов и экзаменовал буд. священников перед рукоположением. Сумел присоединить к канонической Церкви неск. автокефалистских и обновленческих иереев. Был в общении со схиархиеп. Антонием (Абашидзе), переехавшим в Киево-Печерскую лавру после открытия для богослужения Ближних пещер. Во время пребывания П. в Киеве там возобновилась деятельность 10 монастырей, были открыты 26 приходских храмов. Всего в нач. 1943 г. в Киевской епархии (в границах военного времени) насчитывалось более 300 (по др. данным, ок. 500) храмов, клир составляли более 400 священнослужителей. Наряду с УПЦ, в Киеве действовали структуры неканонической УАПЦ, к-рым подчинялись 6 городских приходов; 1 киевский приход принадлежал сторонникам катакомбного движения.

С 12 июля 1942 г. П. был членом Синода УПЦ (Синод распущен по требованию оккупационных властей в окт. того же года). 8 окт. 1942 г. прибывшие в Почаевскую лавру автокефалистские «архиереи» Мстислав Скрыпник и Никанор Абрамович сумели убедить митр. Алексия (Громадского) подписать с ними акт об объединении УАПЦ и УПЦ. Митр. Алексий разослал подписанный им документ находившимся в его юрисдикции 16 архиереям УПЦ. Все они выразили по этому поводу свое отрицательное мнение. 30 окт. 1942 г. на состоявшемся в Киеве совещании П. вместе с епископами Черниговским Симоном (Ивановским; впосл. архиепископ) и Полтавским Вениамином (Новицким) подписали меморандум, в к-ром объявили решение об объединении с УАПЦ не имеющим канонической силы и предложили митр. Алексию снять с документа свою подпись. В противном случае архиереи заявили о готовности создать собственную каноническую церковную юрисдикцию. 15 дек. 1942 г. митр. Алексий отменил акт об объединении с автокефалистами, а 7 мая 1943 г. глава УПЦ погиб от рук укр. националистов.

9 мая 1943 г. в Киеве был образован Временный синод Киевской и Полтавской епархий в составе П. и епископов Симона и Вениамина, взявший под свое управление приходы в центральной и восточной частях Украины. В июне П. обратился к нем. властям с просьбой разрешить проведение архиерейского Собора для выборов преемника митр. Алексия, однако это противоречило политике оккупационных властей по децентрализации церковного управления и уничтожению единства УПЦ. П. и др. архиереи, пребывавшие на территории оккупационного Киевского округа, не были допущены на состоявшийся в Ковеле Собор епископов, избравший главой УПЦ архиеп. Дамаскина (Малюту) (по др. сведениям, П., единственный из архиереев приднепровской Украины, все же участвовал в Ковельском Соборе как Киевский епископ (Феодосий (Процюк, митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004. С. 481)). Архиеп. Дамаскин лишь номинально считался «старшим епископом», а фактически управлял только Подольской и Волынской епархиями. По некоторым сведениям, к осени 1943 г. П. уже титуловался архиепископом Киевским и Галицким (см. в ст. Киевская епархия // ПЭ. Т. 33. С. 214).

25 сент. 1943 г. в связи с приближением советских войск П. по требованию нем. властей покинул Киев. Первоначально он пребывал в пределах епархии, продолжая управление ее еще оккупированной зап. частью, затем был вывезен в Польшу. В апр. 1944 г. в связи с отсутствием данных о судьбе архиеп. Дамаскина (остался на территории, освобожденной советскими войсками, и был арестован в мае 1944 г. органами НКВД) состоявшийся в Варшаве Собор епископов автономной Украинской Церкви утвердил титулование П. архиепископом Киевским и Галицким и избрал его главой УПЦ (по др. сведениям, П. был признан главой УПЦ единолично Варшавским митр. Дионисием (Валединским)). Это избрание имело скорее символическое значение, поскольку архиереи автономной УПЦ, выехав на запад, утратили возможность управления своими епархиями. После окончания второй мировой войны П. находился в лагере для перемещенных лиц в Шлайсхайме близ Мюнхена. 5 апр. 1946 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ в числе 12 оказавшихся в эмиграции укр. и белорус. архиереев перешел в юрисдикцию Зарубежной Церкви в сущем сане. 10 мая 1946 г. награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

В кон. 1947 г. назначен Архиерейским Синодом РПЦЗ архиепископом Буэнос-Айресским. Аргентинская епархия Зарубежной Церкви была образована из Аргентинской духовной миссии после выхода местной рус. правосл. общины во главе с протопресв. К. Г. Изразцовым из юрисдикции РПЗЦ. В янв. 1948 г. община протопресв. Изразцова перешла в юрисдикцию Митрополичьего округа в Северной Америке (неканонично объявленной самоуправляющейся Американской митрополии РПЦ). По прибытии П. в Буэнос-Айрес кафедральный собор, епархиальное управление и архиерейский дом были временно размещены в арендованных помещениях. П. безуспешно пытался оспорить имущественные права протопресв. Изразцова на Троицкий храм и церковное имущество в Буэнос-Айресе. В ответ протопресв. Изразцов использовал свои связи в кругах аргентинских властей для удаления П. из страны. В апр. 1951 г. П. был выслан из Аргентины. Летом того же года направлен Архиерейским Синодом в г. Тунис (в то время владение Франции) для подготовки устройства Североафриканской епархии РПЦЗ. Пребывал при тунисском Воскресенском храме, из-за болезни настоятеля часто совершал богослужения в одиночку. Деятельность П. в Тунисе вызвала конфликт с Александрийской Церковью, считавшей Тунис своей канонической территорией. Патриарх Александрийский Христофор II запретил сослужения своего духовенства с представителями Русской Зарубежной Церкви.

В 1952 г. назначен управляющим Западноканадской и Эдмонтонской епархией. Указ о назначении П. не разглашался до его прибытия в Эдмонтон в нояб. 1952 г., чтобы избежать противодействия со стороны многочисленных в Зап. Канаде укр. автокефалистов. К моменту вступления П. на Эдмонтонскую кафедру в епархии насчитывались всего 4 прихода и 1 монашеская община. 26 февр. 1954 г. перемещен на Восточноканадскую и Монреальскую кафедру. В это время в эмигрантской печати была развязана клеветническая кампания против П., его обвиняли в преступлениях против нравственности. В защиту П. выступили авторитетные архиереи, в т. ч. Бостонский еп. Митрофан (Зноско-Боровский), обратившиеся к первоиерарху РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому) с посланием по поводу обвинений в адрес П.: «Все, что о нем сообщили Вашему Высокопреосвященству, что услыхал я из уст Ваших, все это вздор и клевета. За владыкой Пантелеймоном большие заслуги в борьбе за Православие в Польше, он был гоним Римской Курией и гражданскими властями за жертвенную и успешную борьбу с унией. Знаю его как достойного архимандрита Почаевской Лавры. На всем своем пастырском иноческом пути Архиепископ Пантелеймон ничем себя не запятнал. А то, что сообщил о нем Вашему Высокопреосвященству у кормила церковного Управления стоящий Протоиерей, это, полагаю, дело его личной церковной политики. Он спешит сразить достойного и сильного, ему неугодного архиерея» (Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни. М., 1995. С. 280). В интригах против П. обвиняли приближенного к митр. Анастасию прот. Ю. (Г.) П. Граббе (впосл. еп. Григорий (Граббе)), к-рый опасался П. как вероятного преемника престарелого первоиерарха Зарубежной Церкви. 1 мая 1957 г. П. был уволен Архиерейским Синодом РПЦЗ на покой.

5 марта 1959 г., после принесения покаяния, вернулся под омофор Московской Патриархии. 8 авг. того же года назначен правящим архиереем новоучрежденной Эдмонтонской и Канадской епархии РПЦ. На личные средства приобрел в Эдмонтоне дом, в к-ром устроил крестовую ц. в честь Явления Божией Матери на Почаевской горе. В то время клир Московского Патриархата в Канаде состоял всего из 3 иереев. По ходатайству П. перед председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митр. Никодимом (Ротовым) в Канаду для окормления верующих стали командировать священнослужителей из укр. епархий. В период управления П. число приходов РПЦ в Канаде выросло до 35, стали регулярно проводиться епархиальные съезды (с 1962). С 1963 г. началось издание ж. «Канадский Православный вестник» (на укр. и англ. языках), в котором часто публиковались статьи П. Он постоянно объезжал приходы, нередко сам совершал в них богослужения и требы как священник, проводил духовные беседы, читал лекции. Особое внимание уделял деятельности приходских воскресных школ, работе среди молодежи. При П. был достроен каменный Варваринский кафедральный собор в Эдмонтоне, сооружены 5 приходских храмов в сельских поселениях. Он стал организатором регулярных паломнических поездок канадских верующих в СССР. Сам посещал Советский Союз в 1961 и 1967 гг., во время 2-й поездки состоялась его встреча с давним соратником архиеп. Вениамином (Новицким). Визит П. в 1967 г. в Почаевскую лавру сыграл роль в спасении обители, которой власти угрожали закрытием. В 1962 г. П. совершил паломничество на Св. землю, а в 1968 г.- на Св. Гору Афон, где 9 авг. по случаю престольного праздника возглавил торжественное богослужение в Пантелеимоновом Русском мон-ре.

11 мая 1963 г. награжден орденом св. Владимира 1-й степени.

После кончины в госпитале им. королевы Александры в Эдмонтоне отпевание П. в кафедральном Варваринском соборе возглавил Нью-Йоркский архиеп. Ионафан (Кополович). Похоронен, согласно завещанию, на кладбище пос. Раббит-Хилл, в 16 милях от Эдмонтона, у освященного им храма в честь Рождества Пресв. Богородицы.

Лит.: Возвращение в лоно Матери-Церкви архиеп. Пантелеимона // ЖМП. 1959. № 6. С. 40-42; Ионафан (Кополович), архиеп., Соколовский А., прот. Архиеп. Пантелеимон [(Рудык), Эдмонтонский и Канадский: [Некр.] // Там же. 1968. №12. С. 26-30; Борис Г., прот. Свiтлий образ владики архiєп. Пантелеймона: [Некр.] // Канадський Православний вiсник. Эдмонтон, 1968. Ч. 4. С 3-4; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 361-363; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 441-471; Иов (Смакоуз), еп. Церковное служение верного сына Галицкой Руси архиеп. Пантелеимона (Рудыка) // Русин. Кишинёв, 2009. № 3(17). С. 96-119.
Д. Н. Н.
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Пантелеимон (Рудык Петр; 1898 - 1968), архиепископ Эдмонтонский и Канадский
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский